§ 2. Источники правового регулирования страховой деятельности

В системе регулирования можно выделить несколько направлений, важнейшей из которых является надзор и контроль за деятельностью субъектов страхового рынка. Как правило, такой надзор осуществляет специально уполномоченный государственный орган, который проводит лицензирование страховой деятельности, проверку деятельности участников страхового рынка, а также следит за их платежеспособностью, порядком формирования и размещения страховщиками страховых резервов, способствуют развитию страхования, в ряде случаев утверждают тарифы премий. При несоблюдении или нарушении страховщиками тех или иных нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, органы страхового надзора могут применять к ним санкции штрафы, выдача предписаний, приостановка или отзыв лицензии [3]. По мере все более глубокого проникновения российского страхового рынка в международные страховые отношения возникает все большая потребность знать нюансы функционирования страховых субъектов в той или иной стране мира, для чего необходимо, в первую очередь, познакомиться с практикой государственного регулирования страховой деятельности в зарубежных странах. Мировой опыт выделяет две модели регулирования страхового дела: Континентальная модель характеризуется регламентацией всех сторон деятельности страховщиков, контролем соблюдения законодательства при проведении страховых операций. Контроль финансового состояния компаний на основе их финансовой отчетности, отсутствие жесткой регламентации страховых операций, утверждения страховых тарифов и др. В связи с федеративным устройством территории РФ наиболее удобно будет использовать децентрализованное регулирование страховой деятельности.

Регулирование страхового рынка

Важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция: При этом страховая компания может влиять на конкуренцию посредством факторов: К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся: Как уже было сказано выше страхование в нашей стране прошло несколько этапов в дореволюционный и послереволюционный периоды.

Основной формой страхования в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа:

Правовое регулирование деятельности органов страхового надзора. .. Ахвледиани Ю.Т. Роль науки в развитии страхового бизнеса в России.

Основными правовыми актами, регулирующими страховую деятельность в России, являются Закон РФ от 27 ноября г. Содержанием страховых отношений являются права и обязанности их участников, а их объектом — то, на что направлены, что регулируют эти права и обязанности. Любое правоотношение не будет являться таковым, если у него не будет участников. Прежде всего, основными участниками страховых правоотношений являются страховщик и страхователь.

Страховщик— лицо, принявшее на себя обязанность уплатить при наступлении страхового случая страховое возмещение по имущественному страхованию или страховую сумму — по личному страхованию. Страховщиками могут быть только юридические лица. Законодательством не ограничена организационно-правовая форма данного юридического лица. Страховая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Лицензия выдается на осуществление добровольного, обязательного, имущественного страхования, а также перестрахования, если предметом деятельности является исключительно перестрахование.

В лицензии обязательно указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Правила получения лицензии предусмотрены ст. Страхователь — это субъект страхового правоотношения, обязанный вносить страховые взносы страховые премии в страховой фонд. Страхователем может быть любое юридическое или дееспособное физическое лицо.

Страховое право

Реализация государственной политики в сфере страхованияня Лицензирование страховой деятельности и контроль за ее проведениемям Базовые понятия: Государственное регулирование направлено на обеспечение формирования и развития рынка страховых услуг, который эффективно фу ункционуе, создание в Украине необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, недопущения на страховой рынок спекулятивных и фиктивных компаний, которые могут причины ияты вред как страховом деле, так и имущественным интересам страхователей, и соблюдение требований законодательства Украины о страхованиия.

Основные факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования страховой деятельности, связанные с: Главной целью государственного регулирования страховой деятельности является обеспечение формирования страховщиками достаточного объема средств, за счет которых они смогут выполнить свои обязательства перед страхователь ками при любых обстоятельствах, то есть обеспечение платежеспособности каждого конкретного страховщик.

Регулирование страхового рынка осуществляется на международном и требования по раскрытию информации и прозрачности страхового бизнеса.

Место страхового рынка в финансовой системе. Анализ состояния российского страхового рынка. Государственное регулирование страхового рынка России в условиях вступления в ВТО. Совершенствование налогового законодательства в сфере страховых операций. Классификация, субъекты и инфраструктура страхового рынка. Государственное регулирование страхового рынка.

Проблемы осуществления страховой деятельности в Украине, перспективы ее развития. Государственное регулирование страхового рынка с позиций его монополизации. Оценка систем страховых выплат, применяемых в имущественном страховании.

Подписанные Президентом федеральные законы

Отдельные исследователи Фогельсон Ю. При этом к общей части страхового законодательства, по их мнению, следует отнести: К особенной части страхового законодательства следует отнести: Такая систематизация, безусловно, практична, но на наш взгляд, в нашем исследовании необходимо выстроить систему законодательства о страховании в четкой иерархии нормативных актов по их юридической силе.

Прежде всего, это имеет значение в правоприменении, так как именно такое изложение нормативного материала позволяет определить применимый акт к конкретному правоотношению.

Государственное регулирование и контроль страхового рынка, порядок расчетов страховых тарифов, страховых резервов, бизнес - планов);.

Регулирование и саморегулирование страховой деятельности Г. Имеет опыт работы в страховании и на государственной службе. В статье рассматривается опыт других стран в разработке методов и форм регулирования страховой деятельности. Обосновываются цели, задачи и механизмы саморегулирования в данной сфере. Раскрываются отрицательные аспекты саморегулирования. По мнению автора, для повышения социально-экономической эффективности страховой деятельности необходимо гармоничное сочетание государственного регулирования, саморегулирования и сорегулирования.

Выполнение принятых по страховым договорам обязательств находится в прямой зависимости от уровня финансовой обеспеченности страховой компании, составляющей одно из главных направлений государственного регулирования страховой деятельности. Необходимость государственного регулирования — бесспорна, и рыночное регулирование — объективно. Это означает, что взаимодействие этих двух основополагающих видов регулирования неизбежно.

проблемы правового регулирования страхования

Итак, мы можем сказать, что страховые отношения, как и любые другие гражданско-правовые отношения, регулируются определенной нормативно-правовой базой. Основу законодательной базы современного страхового права составляют федеральные законы, начиная с принятого в г. Закона о страховом деле, вступившего в действие 12 января г. Гражданский кодекс Российской Федерации, являясь основным законом рыночной экономики, своими нормами охватывает и сферу страхования.

История государственного регулирования страховой деятельности в России: В дореволюционной России деятельность страховых обществ подлежала.

Международный и отечественный исторический опыт государственного регулирования страхового рынка Введение к работе Проблема государственного регулирования страхового рынка является одной из самых актуальных в теории и практике современного отечественного страхования. Важность ее исследования связана с тем, что несмотря на более чем десятилетний срок развития страхового рынка РФ, система его государственного регулирования до сих пор окончательно не сформировалась: Неустойчивость системы государственного регулирования страхового рынка вызвана не только внутренними факторами страхового рынка, но и является прямым следствием макроэкономических процессов, проблем экономики в целом.

Необходимость государственного регулирования всей экономики и отдельных стратегически важных отраслей, включая страхование, признается экономистами всех индустриально развитых стран. В России после начала рыночных реформ было время, когда в экономической теории и практике некоторыми экономистами отрицалась необходимость государственного регулирования, идеализировались принципы свободного рынка и отрицалась роль государства в экономике. Однако большинство ученых продолжало признавать необходимость государственного регулирования.

Сегодня, в условиях, когда в экономике не до конца преодолены последствия кризиса августа года, призывы к усилению государственного регулирования в страховании звучат на самых разных уровнях, начиная с правительственного1 и заканчивая выступлениями представителей самого страхового сообщества. Актуальность комплексного научного исследования системы государственного регулирования страхового рынка связана также с тем, что в отечественной страховой литературе вопросы государственного регулирования страхового рынка долгое время практически не рассматривались.

Это было вызвано тем, что в период государственной страховой монополии не было потребности в государственном регулировании, оно подменялось прямым государственным управлением отраслью. И только с появлением коммерческих компаний, когда возникла необходимость государственного регулирования страхового рынка, специалисты по теории страхования начали уделять внимание этой проблеме.

При написании работы возник ряд трудностей.

АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ

. , . , , . Целью исследования является определение влияния структуры страхового портфеля на стабильность функционирования страховых компаний.

Страховой рынок- экономическое пространство на котором действуют В практике функционирования страхового бизнеса при принятии.

Первоначально надзор осуществлялся учрежденным в г. Страховым комитетом, позднее, с г. В функции надзора входили: Задачи страхового надзора были достаточно широкими, однако в полной мере они никогда не выполнялись. После введения службы по надзору акционерные страховые общества стали уплачивать сбор на возмещение ее расходов. Размер платежа определялся законодательными органами на каждые три года. Одновременно на страховые компании были возложены обязательства в отношении государственного бюджета — уплата страховой пошлины и гербового сбора.

Эти налоги входили в страховые тарифы и уплачивались страхователями вместе со страховой премией.

Страхование

Отметим лишь, что доля московских страховых организаций в общей национальной страховой премии в г. В сложившейся ситуации возникает вопрос об особом режиме обеспечения жизнедеятельности региональных страховых организаций и сохранении страховых взносов, собираемых федеральными страховщиками на местах для финансирования экономик регионов. При этом под особым режимом жизнедеятельности региональных страховщиков в первую очередь понимаются менее жесткие финансовые предпосылки их функционирования.

КОНТАКТЫ. Издатель: Научно-учебная лаборатория исследований в области бизнес-коммуникаций. Национального исследовательского университета.

Основные функции Федеральной службы страхового надзора: Регулирующая роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей: Регистрацию должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняется профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение.

Органом государственного страхового надзора акт регистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии; обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности проводится через положения законодательных актов о страховой деятельности.

Страхование, 3-е издание. Под редакцией Орланюк-Малицкой Л.А., Яновой С.Ю.